Я иду на урок
Тема урока: Родные, но разные люди - похожие, но разные судьбы (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
Цель: систематизировать знания обучающихся по данной теме и составить сравнительную характеристику героев
Тема урока: Родные, но разные люди - похожие, но разные судьбы
(по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Цель: систематизировать знания обучающихся по данной теме и составить сравнительную характеристику героев
Задачи:
- обучающая: уметь ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт; закрепить навыки составлять сравнительную характеристику героев
- развивающая: развивать монологическую речь, коммуникативную культуру обучающихся; уметь работать с текстом в группе; слушать и понимать речь других
- воспитательная: воспитывать и развивать чувство ответственности, долга, патриотизма; оценивать поступки героев
Тип урока: закрепление
Форма работы: групповая
Методы и приёмы: выразительное чтение, беседа, рассуждение, анализ текста, использование ИТ
Оборудование: текст повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», фрагмент фильма «Тарас Бульба», технологические карты работы групп, интерактивная доска «Смарт», презентация
Ход урока:
Брата родного видишь, а ума его не разумеешь
пословица
1. Оргмомент (постановка темы урока учениками, объявление цели урока учителем)
2. Обобщение знаний: Узнайте героев повести (слайд 1)
Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата.Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам (Андрий)
Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время (Остап)
Постановка проблемного вопроса: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на уроке? (о двух братьях: Остапе и Андрии)
Верно, это Остап и Андрий.
Постановка темы урока: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Верно, о двух братьях, которые воспитывались в одной в одной семье, одними родителями, которые прививали им одни и те же ценности. Но скажите, братья одинаковы? (Нет)
Тема сегодняшнего нашего урока: «Родные, но разные люди - похожие, но разные судьбы». Эпиграфом к уроку я взяла слова из русской пословицы:
Брата родного видишь, а ума его не разумеешь. Как вы понимаете смысл данной пословицы (Родного брата, кажется, знаешь хорошо, а вот что у него на уме, не знает никто) (слайд 2)
Почему же так происходит? Можно ли объяснить поступки братьев? Даёт ли нам объяснение сам автор? Это мы с вами сможем узнать, обратившись к тесту повести. Чтобы понять, почему каждый из них так поступил, необходимо посмотреть, а как они ведут себя в одних и тех же условиях. А условий таких немало.
Итак, цель урока: обобщить и систематизировать знания по данной теме, составить сравнительную характеристику братьев. Общим итогом сегодняшнего урока будет ваше домашнее сочинение по данной теме.
Комментарий к работе: Мы разделились с вами на группы. У каждой группы есть своя технологическая карта работы на уроке. В этой технологической карте есть наводящие вопросы, которые помогут вам в работе. Каждая группа будет работать по своей теме. Работаете вы с текстом. Все ваши выводы вы записываете в таблицу. Сначала каждая группа фиксирует выводы по своей теме, по ходу выступления групп вы вносите необходимую информацию в таблицу. В конечном итоге, таблица должна быть заполнена полностью у каждого из вас. Время работы в группах – 5 минут. Итак, первая группа у нас работает по теме «Семья», вторая группа по теме «Обучение в семинарии», третья – «Возвращение домой, четвёртая – «Бой», пятая – «Момент смерти». Какие есть ко мне вопросы? Если вопросов нет, приступайте к работе. У вас 5 минут.
Заполнение таблицы (слайд 3)
Остап | Андрий | |
1. Семья Сообщение «Нравы и традиции казаков» | Подтверждение текстом | Подтверждение текстом |
2. Обучение в семинарии | Подтверждение текстом | Подтверждение текстом |
3. Возвращение домой Просмотр видеофрагмента. Обсуждение. | Подтверждение текстом | Подтверждение текстом |
4. Бой | Подтверждение текстом | Подтверждение текстом |
5. Момент смерти | Подтверждение текстом | Подтверждение текстом |
Прежде чем мы с вами начнём работать, совершим экскурс в историю, для того, чтобы почувствовать атмосферу того времени (это был 15 век), потому что вам многое непонятно.
Сообщение
Обычаи и традиции казаков
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, защищай от врагов Отечество.
Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями:
1.Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам
Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа».
Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.
Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.
За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему.
Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом.
Любили казаки застолье, общение.
Трусов не терпели
Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением.
По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки:
Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось. Особенно жестокие и суровые наказания были в Запорожской Сечи
Из преступлений самым великими считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденой вещи.
За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали палками.
С детства детей обучали верховой езде и военным упражнениям. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время.
Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
Грамотные люди высоко ценились на Сечи, потому что «они святое письмо читают и темных людей добру научают».Тот, кто не уважает обычаи своего народа не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
Работа в группах
Заполнение таблицы
Выводы по таблице: Братья абсолютно разные (подчеркнуть различные черты)
Слово учителя: О том, что братья разные, мы видим из их сравнительной характеристики, а теперь давайте посмотрим, разные ли судьбы у них.
В нашей жизни часто бывает так, что нам приходится делать выбор, и этот выбор не всегда лёгкий. Перед Остапом и Андрием тоже встал этот выбор, но каждый из них выбрал своё. Итак, давайте посмотрим (слайд 4) Заполнение слайда. Почему один из низ выбирает смерть за Родину, а второй – предательство и личное счастье.
Вывод: Каждый выбирает то, что ему ближе, что для него дороже. У Остапа общественные интересы превыше личных, у Андрия наоборот (слайд 6)
Беседа: Как Гоголь относится к своим героям? (Он гордится ими вместе с Тарасом)
Как называет их во время боя? (Остапа он называет львом, а Андрия подлая собака)
Скажите, это отношение автора к самому герою или к его поступку? (к поступку). Докажите это текстом (Гоголь осуждает поступок героя)
Может это тогда время было такое и предательство осуждалось? Как в наше время обстоит дело? Как вы сами относитесь к предательству? (высказывание ребят)
(Есть в жизни незыблемые ценности)
Вывод (слайд 7)
А теперь давайте вернёмся к эпиграфу урока, к пословице. Насколько точно вобрала она смысл того, что мы делали с вами на уроке, насколько полон её смысл.
Общие выводы: Несмотря на то, что Остап и Андрий родные братья, они абсолютно разные люди и судьба у каждого сложилась своя, непохожая.
А теперь, в конце урока, я прошу вас написать ваше отношение к поступку одного и второго героев (5мин) Зачитывают несколько человек.
Д/З (слайд 9)
Комментариев нет:
Отправить комментарий