Я иду на урок

Я иду на урок

Тема урока: Родные, но разные люди - похожие, но разные судьбы (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
Цель: систематизировать знания обучающихся по данной теме и составить сравнительную характеристику героев
Тема урока: Родные, но разные люди - похожие, но разные судьбы
(по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Цель: систематизировать знания обучающихся по данной теме и составить сравнительную характеристику героев
Задачи:
- обучающая: уметь ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт; закрепить навыки составлять сравнительную характеристику героев
- развивающая: развивать монологическую речь, коммуникативную культуру обучающихся; уметь работать с текстом в группе; слушать и понимать речь других
- воспитательная: воспитывать и развивать чувство ответственности, долга, патриотизма; оценивать поступки героев
Тип урока: закрепление
Форма работы: групповая
Методы и приёмы: выразительное чтение, беседа, рассуждение, анализ текста, использование ИТ

Оборудование: текст повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», фрагмент фильма «Тарас Бульба», технологические карты работы групп, интерактивная доска «Смарт», презентация
Ход урока:
                                       Брата родного видишь, а ума его не разумеешь
                                                                                          пословица
1.     Оргмомент (постановка темы урока учениками, объявление цели урока учителем)
2.     Обобщение знаний: Узнайте героев повести (слайд 1)
Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата.Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам (Андрий)

           Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной     пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время (Остап)
       Постановка проблемного вопроса: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на уроке? (о двух братьях: Остапе и Андрии)
Верно, это Остап и Андрий.
      Постановка темы урока: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Верно, о двух братьях, которые воспитывались в одной в одной семье, одними родителями, которые прививали им одни и те же ценности. Но скажите, братья одинаковы? (Нет)
     Тема сегодняшнего нашего урока: «Родные, но разные люди - похожие, но разные судьбы». Эпиграфом к уроку я взяла слова из русской пословицы:
Брата родного видишь, а ума его не разумеешь. Как вы понимаете смысл данной пословицы (Родного брата, кажется, знаешь хорошо, а вот что у него на уме, не знает никто) (слайд 2)
Почему же так происходит? Можно ли объяснить поступки братьев? Даёт ли нам объяснение сам автор? Это мы с вами сможем узнать, обратившись к тесту повести. Чтобы понять, почему каждый из них так поступил, необходимо посмотреть, а как они ведут себя в одних и тех же условиях. А условий таких немало.
      Итак, цель урока: обобщить и систематизировать знания по данной теме, составить сравнительную характеристику братьев. Общим итогом сегодняшнего урока будет ваше домашнее сочинение по данной теме.
         Комментарий к работе: Мы разделились с вами на группы. У каждой группы есть своя технологическая карта работы на уроке. В этой технологической карте есть наводящие вопросы, которые помогут вам в работе. Каждая группа будет работать по своей теме. Работаете вы с текстом. Все ваши выводы вы записываете в таблицу. Сначала каждая группа фиксирует выводы по своей теме, по ходу выступления групп вы вносите необходимую информацию в таблицу. В конечном итоге, таблица должна быть заполнена полностью у каждого из вас. Время работы в группах – 5 минут. Итак, первая группа у нас работает по теме «Семья», вторая группа по теме «Обучение в семинарии», третья – «Возвращение домой, четвёртая – «Бой», пятая – «Момент смерти». Какие есть ко мне вопросы? Если вопросов нет, приступайте к работе. У вас 5 минут.
Заполнение таблицы (слайд 3)                                                                   


Остап
Андрий
1.     Семья

Сообщение «Нравы и традиции казаков»



Подтверждение текстом









Подтверждение текстом


2.     Обучение в семинарии





Подтверждение текстом










Подтверждение текстом


3.     Возвращение домой
Просмотр видеофрагмента. Обсуждение.




Подтверждение текстом











Подтверждение текстом



4.     Бой




Подтверждение текстом













Подтверждение текстом


5.     Момент
       смерти


Подтверждение текстом










Подтверждение текстом



Прежде чем мы с вами начнём работать, совершим экскурс в историю, для того, чтобы почувствовать атмосферу того времени (это был 15 век), потому что вам многое непонятно.
        Сообщение
Обычаи и традиции казаков
    Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. Казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, защищай от врагов Отечество.
Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями:
1.Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

 Авторитет отца с  матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам
Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа».
   Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и  в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в  семье строгого порядка казачьего быта.
Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.
За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему.
Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом.
Любили казаки застолье, общение.
Трусов не терпели
Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились  с большим уважением.
По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки:
Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось. Особенно жестокие и суровые наказания были в Запорожской Сечи
 Из преступлений самым великими считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденой вещи.
За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали  палками.
С детства детей обучали верховой езде и военным упражнениям. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время.
Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
Грамотные люди высоко ценились на Сечи, потому что «они святое письмо читают и темных людей добру научают».
Тот, кто не уважает обычаи своего народа не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Работа в группах
Заполнение таблицы
Выводы по таблице: Братья абсолютно разные (подчеркнуть различные черты)
Слово учителя: О том, что братья разные, мы видим из их сравнительной характеристики, а теперь давайте посмотрим, разные ли судьбы у них.
В нашей жизни часто бывает так, что нам приходится делать выбор, и этот выбор не всегда лёгкий. Перед Остапом и Андрием тоже встал этот выбор, но каждый из них выбрал своё. Итак, давайте посмотрим (слайд 4) Заполнение слайда. Почему один из низ выбирает смерть за Родину, а второй – предательство и личное счастье.
Вывод: Каждый выбирает то, что ему ближе, что для него дороже. У Остапа общественные интересы превыше личных, у Андрия наоборот (слайд 6)
Беседа: Как Гоголь относится к своим героям? (Он гордится ими вместе с Тарасом)
Как называет их во время боя? (Остапа он называет львом, а Андрия подлая собака)
Скажите, это отношение автора к самому герою или к его поступку? (к поступку). Докажите это текстом (Гоголь осуждает поступок героя)
Может это тогда время было такое и предательство осуждалось? Как в наше время обстоит дело?  Как вы сами относитесь к предательству? (высказывание ребят)
(Есть в жизни незыблемые ценности)
Вывод (слайд 7)
А теперь давайте вернёмся к эпиграфу урока, к пословице. Насколько точно вобрала она смысл того, что мы делали с вами на уроке, насколько полон её смысл.

Общие выводы: Несмотря на то, что Остап и Андрий родные братья, они абсолютно разные люди и судьба у каждого сложилась своя, непохожая.
А теперь, в конце урока, я прошу вас написать ваше отношение к поступку одного и второго героев (5мин) Зачитывают несколько человек.
Д/З (слайд 9)


Комментариев нет:

Отправить комментарий